Практически у каждого народа есть свои сказания и легенды о растениях. Одним в них приписываются волшебные свойства, другим – связь с магическими существами, а третьи названы в честь героев эпоса. Даже окраске соцветий придавался сакральный смысл.
Белый, например, в разных культурах ассоциируется не только с чистотой и непорочностью, но и со смертью. Красный же символизирует страсть, энергию и кровь, а желтый – солнце или золото. Впрочем, символическое значение имеет как цвет, так и форма цветка, которая может напоминать солнце или целую вселенную.
Поводом же для легенд и сказок о растениях стали их особенности, которые были подмечены людьми еще в глубокой древности. С некоторыми такими историями мы и предлагаем познакомиться.
Мифы и легенды о растениях
Согласно мифологии, у растений, как и у всего живого на земле, были свои боги, которые наделяли их определенными свойствами, давали имена и защищали. В Древней Греции это были Хлорис и Персефона, в Древнем Риме – Флора и Прозерпина, у ацтеков – Шочикецаль, у славян – Жива и т.д. К появлению же некоторых растений причастны другие божества и сказочные существа.
Амариллис – цветок прекрасной нимфы
Анемону, или анемон, еще называют ветреницей и прострелом. В переводе с греческого аnemone обозначает «дочь ветров», т.к. от любого дуновения ветра у растения начинают трепетать лепестки. Прострел бывает разных цветов.
О том же, как появилась красная анемона, рассказывает древнегреческая легенда. Адонис – прекрасный юноша, возлюбленный самой богини любви Афродиты, был смертельно ранен в пылу охоты на дикого кабана.
По одной версии мифа, на земле, куда упала его кровь, выросли красные анемоны, по другой – ими стали слезы Афродиты, а по третьей – богиня любви вернула Адониса из царства Аида, превратив в цветок.
В христианской же традиции красные анемоны часто изображаются рядом с распятием, символизируя кровь Иисуса Христа.
Звездная астра
Гвоздику (Dianthus) в Древней Греции называли цветком Зевса, или божественным цветком. Однако, согласно мифам, своему происхождению она обязана вовсе не Громовержцу, а богине охоты Артемиде. Однажды та возвращалась с неудачной охоты и была этим очень раздосадована. Вдруг она услышала веселую мелодию свирели пастушка.
Разгневанная богиня набросилась на юношу с обвинениями, что его музыка разогнала всю дичь в лесу. Его оправдания и просьбы о пощаде еще больше разозлили Артемиду, и в ярости она вырвала у пастушка глаза и выбросила их между камнями. Когда богиня пришла в себя, она начала сожалеть о содеянном, и тогда глаза превратились в гвоздики, своим цветом напоминающие невинно пролитую кровь.
-
«Цветок дождей» – так переводится с греческого название еще одного прекрасного цветка – гиацинта, который упоминается в мифах Древней Эллады. Дело в том, что цветет он весной, когда на его родине в Малой Азии начинается сезон дождей.
Гиацинтом же звали юного сына царя Спарты. Юноша был так красив, что мог сравниться с богами Олимпа. Двое из них – Аполлон и Зефир (бог южного ветра) особенно благоволили ему. Они часто посещали своего друга в Спарте, где вместе охотились и состязались друг с другом.
В один из дней они устроили состязание в метании диска. Силы были равны. И когда Аполлон из последних сил метнул снаряд, Зефир решил помочь другу и сильно подул: диск ударил в голову Гиацинта и смертельно его ранил.
Аполлон не позволил Аиду забрать в подземное царство своего юного друга, а из пролитой его крови создал цветок и назвал его гиацинтом. В память же о прекрасном юноше бог повелел проводить в Спарте трехдневный фестиваль Гиакинфии.
-
Цветок, который изображен на гербе Флоренции, и благодаря которому город получил свое имя, сам назван в честь древнегреческой богини Ириды. Его многоцветные лепестки напоминают крылышки этой вестницы богов, которая была посредницей между ними и людьми.
Как радуга (в переводе iris и означает это слово) соединяет небо и землю, так и Ирида связывала два мира, донося волю властителей Олимпа простым смертным. Ее крылышки на солнце переливались всеми цветами радуги.
А еще появление ирисов связывают с мифом о Прометее, давшем людям огонь. Вся природа возрадовалась этому дару, и на небе вспыхнула радуга. Она сияла всю ночь, а наутро рассыпалась. Из ее осколков и выросли ирисы как символы спокойствия и надежды.
И у других народов ирис также почитаем. У древних египтян он считался символом красноречия, а у аравийцев – молчания и печали. У древних японцев один и тот же иероглиф обозначал и название цветка, и воинского духа. На Руси же ирисы называли нежно касатиками, т.е. милыми и желанными.
-
Пуансеттия, родина которой Мексика и Центральная Америка, в Европе появилась сравнительно недавно. Поэтому и история о ней относится к более позднему времени, когда в Новый Свет пришло христианство.
У бедной мексиканской девушки Пепиты, у которой не было подарка, чтобы принести на рождественское богослужение в храм младенцу Иисусу, сердце наполнилось грустью. Не зная, что делать, она собрала сорняки, которые росли у дороги, и сделала из них небольшой букет.
Когда девушка подошла к алтарю, букет окрасился в ярко-красный цвет. Все, кто был в храме, решили, что стали свидетелями рождественского чуда. С этого дня эти цветы стали называть Flores de Noche Buena, или цветы святой ночи. Мы же их знаем как пуансеттия, или рождественская звезда, и цветут они ежегодно в этот чудесный зимний праздник.
-
Издавна розу связывали с любовью. У древних римлян она считалась цветком Венеры и возникла, согласно одному из мифов, благодаря ее посланнику Купидону. Он нес в вазе нектар богам, но споткнулся и пролил его. Капли божественного напитка упали на землю, и из них выросли кусты роз.
По другой же легенде, которую описал в своей поэме «Хорторум» иезуит Рене Рапен, прекрасную девушку Роданту сравнивали с богиней. Однажды, когда она вместе с отцом и тремя поклонниками пришла в храм, люди подняли ее на алтарь и стали кричать, что она должна занять место Дианы в пантеоне богов.
Эти слова услышал брат богини охоты Феб, в ярости он направил свои лучи на девушку. Она превратилась в розу, ее женихи – в бабочку, трутня и вьюнок, а люди, защищавшие ее, стали шипами розы.
Согласно же греческой легенде, роза была создана богиней цветов Хлорис, которая вылепила ее из найденного в лесу безжизненного тела нимфы. Три Грации одарили цветок яркостью, обаянием и радостью, Афродита поделилась с ним своей красотой, а бог вина Дионис налил нектара, чтобы придать розе аромат.
И даже бог южного ветра Зефир разогнал в небе облака, чтобы бог света Аполлон смог согреть розу своими лучами. Своему творению боги дали титул царицы цветов.
-
У ромашки в народе не только много названий (белоголовик, солнечник, иванов цвет, девичник, белица-трава, ворожка, стоцвет и др), но и связанных с ней историй. По одной из них, цветок назван в честь юноши Романа, который отправился на его поиски для своей возлюбленной Марии.
Цветок приснился ему во сне: старец преподнес это солнышко с белыми ресничками ему в дар. Проснувшись, юноша обнаружил цветок рядом с собой. Он подарил растение Марии, которая назвала его в честь своего возлюбленного и попросила собрать для нее букет этих удивительных цветов.
Долго странствовал Роман по свету, пока не забрел в страну снов, где и повстречал старика из своего сновидения. Тот пообещал подарить Марии целое поле солнечных цветов, если юноша останется навсегда в стране снов.
Проснувшись однажды, девушка увидела за своим окном поле волшебных цветов, но своего возлюбленного она так и не дождалась. С тех пор ромашка стала символом любви.
По версии же древнеримского мифа, ромашкой стала прекрасная древесная нимфа, после того, как на ее обратил свой взор бог времен года Вертумн. Также этот цветок связан с богиней любви Венерой, ведь по нему выясняют о чувствах другого человека, выщипывая лепестки и приговаривая: «любит, не любит».
Сирень
20 лучших сортов сирени (фото с описанием)Эти привлекательные цветы не только украсят ваш сад, но и наполнят его чарующим ароматом.
Есть много и других интересных историй об окружающих нас растениях. Может, какие-нибудь известны и вам. Поделитесь в комментариях самыми необычными из них.
Источник
[ads-pc-1] [ads-mob-1]